facebook youtube
Херсонский железнодорожный вокзал: от Николая II до люстры

Херсонский железнодорожный вокзал: от Николая II до люстры

Как театр начинается с вешалки, так и основанием любому приличному городу служит железнодорожный вокзал.

Херсону с этим «основанием» долго не везло. Уже изобретение Джорджа Стефенсона опутало своими стальными рельсами всю европейскую часть империи, уже Одесса и Николаев осуществляли регулярное железнодорожное сообщение, а наш город, лишенный паровозных гудков, превращался в дикое захолустье.

Выручили, как ни странно, поражение в Русско-японской войне и революция 1905 года. Первая лишила российский флот значительной части кораблей, заказы на строительство которых нужно было срочно размещать на судоверфях – и тут вспомнили про херсонские. Вторая вскружила головы морякам Черноморского флота. В Севастополе рекрутируемых из нашего города было едва ли не большинство. Но где кнут – там и пряник. И для погашения вздорных настроений Забалки, Военки и Мельниц царь наконец-то соизволил выдать соответствующий рескрипт. Это была «пиар-акция».

Железная дорога Николаев – Херсон, спроектированная инженером Чмутковым, строилась долго. Что не удивительно, ибо на укладке путей работали в основном солдаты дисциплинарного батальона, заключенные да обнищавшие крестьяне окрестных сел. У самого здания вокзала она разделялась на четыре пути.

Торжественное открытие, как самого вокзала, так и железной дороги в целом, состоялось 16 октября 1907 года.

Это был памятный, шумный день. Толпы любопытствующих мещан заполнили перрон в ожидании прибывающей пыхтящей невидали. В здании вокзала к 12 часам дня открылось богослужение по случаю освящения постройки и всего предприятия. Пустырь перед вокзалом загроможден был пролетками и тарантасами в небывалом доселе числе – аж 80 экипажей!

Кто знаком с шумными и нагловатыми херсонскими таксистами – особенно, если ты едва с поезда, а твои чемоданы тянут в разные стороны – тот представит, что творилось тогда на пустыре. Отныне и до сего дня это место станет самым доходным для грачевателей.

Стоит отметить и работу в тот день херсонских городовых. Учитывая то, что персонал вокзала насчитывал всего 5 служащих, а народу собралась тьма, они наводили порядок, как могли. Местная шпана наполучала подзатыльников на месяц вперед.

Словом, день удался. Все экипажи были заняты прибывшими из Николаева пассажирами. В 17.00 поезд отправился в обратный путь. Отныне он ходил дважды в день, находясь в пути 2 часа. Херсон вступил в новую эру.

Видел Херсонский железнодорожный вокзал и коронованных особ. 11 ноября 1915 года сам император Николай II в сопровождении наследника, цесаревича Алексея, прибыл в Херсон на своем фамильном поезде. Сделав смотр дислоцировавшимся в городе частям Южной группы войск, в 13 часов они отбыли.

Вторая мировая война разрушила железнодорожное хозяйство станции. До 4 февраля 1957 года, когда было восстановлено движение по путям, херсонцы забыли о существовании поездов. Но нет худа без добра. Реконструкция станции затронула и неухоженное пространство перед зданием вокзала. На месте памятного пустыря образовался красивый зеленый прямоугольник площади, названной Привокзальной. Это произошло в 1961 году.

В конце июля 1962 года Херсонский вокзал видел второго после царя государственного человека. С вояжем по украинским весям наш город посетил Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Увлеченный кукурузой, он побывал на Херсонском комбайновом заводе, и теперь отправлялся на правительственном эшелоне в Москву. Генсек стоял в тамбуре вагона с открытой дверью и дружелюбно помахивал рукой в направлении херсонских зевак. Трудно представить себе подобную вольность в исполнении нынешних глав государств. Особенно, если учесть, что за год перед тем в Тбилиси расстреляли несколько человек, готовивших покушение на Хрущева.

С 1967 года к перрону Херсонского вокзала стали прибывать первые тепловозы.

Растущий поток автотранспорта вынудил городские власти реконструировать дорожную развязку на Привокзальной площади. Это произошло уже в начале 1970-х годов. И на этом советская эпоха закончилась.

В 2003 году В.Ф.Янукович готовился к прыжку в президенты. Избирательная кампания требовала больших денег. «Донецкие» призадумались.

Наиболее понятливым оказался тогдашний министр транспорта Г.Кирпа. По всей стране закипела работа по ремонту железнодорожного полотна, перестройке вокзалов, станций и полустанков. Происходил грандиозный «распил» бюджетных денег в пользу желаемого кандидата.

К удаче для Кирпы и Виктора Федоровича, херсонским градоначальником был тогда знаток монгольского, понятливый строитель и, по совместительству, главный «регионал» области Владимир Сальдо. В результате приложения его рук здание вокзала приобрело свой первоначальный облик, сменив поднадоевший всем серый колер на тона более веселые и жизнерадостные. И повеселел сам градоначальник…

Говорят, теперь это самый красивый из провинциальных вокзалов Украины.

Последнее значимое событие случилось на Херсонском вокзале 13 декабря 2017 года. Среди бела дня в одном из залов рухнула огромная люстра, о чем сообщили все интернет-издания Украины. К счастью для пассажиров, они «отделались легким испугом».

Впрочем, вся люстрация закончилась тогда легким испугом.

Херсонский железнодорожный вокзал: от Николая II до люстры
Херсонский железнодорожный вокзал: от Николая II до люстры

Похожие статьи:

На верх