facebook youtube
Сокровища курганов Херсонщины

Сокровища курганов Херсонщины

Бескрайние причерноморские степи ... Лишь курганы оживляют однообразную равнину. Различные по форме и высоте, собранные неизвестной рукой вместе или одиночные, курганы всегда привлекали внимание исследователей, путешественников, поэтов. Т. Г. Шевченко, А. П. Чехов, И. А. Бунин и многие другие певцов природы и истории нашей земли посвятили курганам трогательные строки, видя в них необходимую часть степного пейзажа и интересную страницу нашей истории.

Легенды о несметных сокровищах, которые хранит тот или иной курган, переходят из поколения в поколение. В Надпорожье и Днепропетровской их издавна считают казацкими могилами, на Херсонщине - татарскими, в Крыму - турецкими. Везде в степях курганы издавна считались сторожевыми вышками, откуда наблюдали за приближением врага. Здесь разводили огромное, издалека заметное костра, которое должно предупредить сородичей об опасности. А молчаливые, надменные курганы над степью в течение веков, тысячелетий сохраняли свои тайны.

 Еще в XVIII в. началось исследование курганов; в следующем веке они также оставались в центре внимания археологов. И это не случайно. Сокровища, обнаруженные в курганах скифской знати, прежде царей, поразили современников. Драгоценные произведения античных ювелиров, высокохудожественная керамика и бронза, грандиозные подземные сооружения - все это захватывало воображение, поражало так же, как и открытие египетских пирамид.

В школьные учебники и энциклопедии, в обобщающих трудов по искусству, древней истории, этнографии и археологии вошли самые яркие находки, обнаруженные в скифских курганах.

Что же это за народ - скифы, кто они?

Непобедимым и неприступным народом назвал скифов «отец истории», древнегреческий историк Геродот. Благодаря Геродоту, что в V в. до н. е. посетил древний город Ольвию на Бугском лимане близ современного города Николаева, историческая наука много знает об обычаях скифов, их образ жизни, о расселении скифских племен. Сведения Геродота дополняют другие античные писатели, многочисленные сообщения которых во многом уточняются по археологическим данным.

Как известно, поводом для описания Скифии стал для Геродота поход персидского царя Дария против скифов в конце VI в. до н. е.

Самым сложным в скифской истории остается вопрос о происхождении скифов; Геродот приводит по этому поводу три легенды.

В первой из них, которую рассказывают сами скифы, они древнейшим народом своей земли, где живут уже на протяжении тысячелетия. Согласно второй легенде, которую Геродот услышал от греков, скифы также народом местного происхождения. Однако Геродот не верил обоим этим легендам и предпочел третий, по которой скифы пришли из Азии и заняли страну, покинутую киммерийцами.

И сейчас в науке также существуют две точки зрения. Одни исследователи считают скифов народом местного, автохтонного происхождения, другие придерживаются мнения, что скифы вышли из глубин Азии. Обе точки зрения имеют свои сильные и слабые стороны, и только дальнейшие раскопки помогут ученым выяснить это очень важно и сложный вопрос скифской истории. Пока же специалисты единодушны в одном - во второй половине VII в. до н. е. в причерноморских степях появляются скифские племена. «По берегам Понта Эвксинского (Черного моря. - А. Л.), куда пошел в поход Дарий, живут племена, за исключением скифского, несравненно грубее, чем во всех других странах», - пишет Геродот, выделяя скифов наиболее передовой народ Причерноморьея. О многих численность скифов читаем у Геродота:

... Однажды их (скифов - О. Л.) царь по имени Ариант, желая узнать их число, приказал, чтобы каждый скиф принес один наконечник стрелы ... Таким образом было собрано огромное количество наконечников, и царь решил построить себе памятник из них: он приказал отлить из них медный сосуд ... медная сосуд в Скифии свободно вмещает 600 амфор, а толщиной эта медный сосуд - шесть пальцев ... Вот что я услышал о множестве скифов.

Не менее ярко характеризует Геродот и мощь скифов.

Важнейшая отмена скифов заключается в том, что ни один враг, который бы напал на них, не может ни спастись от них бегством, ни захватить их, если они не по хотят быть открытыми: ведь народу, у которого нет ни городов, ни укреплений, который свои жилища переносить с собой, у которого каждый - всадник-стрелок, такому народу как быть непобедимым и неуязвимым?
и действительно, от Геродота и по ряду сообщений ассирийских хронографов мы узнаем о могуществе скифов еще в конце VII - начале VI в. до н. е. В течение 28 лет они хозяйничали в Мидии, неоднократно и успешно воевали с Ассирией, принимая активное участие в штурме столицы Ассирии Ниневии. Скифы были в значительной силой в разгроме государства Урарту; опасаясь скифских воинов, египетский фараон предпочел откупиться от них ценными дарами. Эти факты указывают на значительную роль скифов во всемирной истории.

Однако убедительно скифы продемонстрировали свою непобедимость в войне с Дарием, который стоял, по Геродоту, во главе персидского войска в 700 тыс. Воинов. Понимая, что нельзя победить эту огромную армию в открытом бою, скифы поделили свое войско на три части и с большой стратегической и тактической мастерством начали партизанскую войну, отступая перед основными силами Дария и уничтожая все на своем пути. В то же время они обескровливало армию Дария постоянными и внезапными нападениями на небольшие отряды и коммуникации персов. Шло время, армия персов таяла, не получив над скифами ни одной победы, а не захватив малейшего добычи. Наконец, когда Дарий оказался в весьма затруднительном положении, скифы направили персам такие подарки: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Один из советников Дария на имя Гобрий верно растолковал скифские подарки: «Если вы, персы, не взлетел в небо, превратившись в птиц, либо не скроетесь в землю, как мыши, либо не бает в озера, став лягушками, то не вернетесь домой, погибнете от этих стрел ». Позже тот же Гобрий окончательно убедил Дария уйти из Скифии, сказав так:

Царь, я кое-что слышал о недоступности этих людей, а здесь я еще больше убедился в этом, наблюдая, как они издеваются над нами. Поэтому я считаю, как только наступит ночь, нам следует ... отступить, пока скифы еще не приступили к Истру (Дунай.- А. Л.) ...

Однако безнадежность своего положения понимал и сам Дарий, который, по Геродоту, сказал:

Эти люди вполне презирают нас ... поэтому следует хорошо обсудить, как нам обеспечить себе возвращение.
Так бесславно закончилась попытка Дария покорить Скифию, а слава скифов непобедимого народа еще больше окрепла. Крупнейший военный историк древней Греции Фукидид писал в V в. до н. э., со скифами «не только не могут сравниться европейские царства, но и даже в Азии нет народа, который мог бы в одиночку противостоять скифам, если они будут единственными». Геродот таким образом наметил территорию Скифии: западную границу - Дунай, южный - побережье Черного и Азовского морей, а также Крымские степи, восточный - Дон. Менее четкой является северная граница Скифии - она ​​проходит на расстоянии 11 дней плавания по Днепру, вверх от его устья. По сообщению Геродота, в междуречье Буга и Днепра жили земледельческие племена каллипиды и алазонов. Выше, то есть севернее алазонов, жили скифы-пахари, что сеяли хлеб на продажу. В низовьях Днепра Геродот размещает скифов-земледельцев.

Очевидно, «отец истории» имел какие-то основания не отождествлять последних из скифов-пахарей. К востоку от скифов-земледельцев, то есть в степях днепровского Левобережья, жили скифы-кочевники, которые «ничего не сеяли и не пахали». Еще дальше на восток, вплоть до Дона протянулась земля скифов царских, которые «считали всех скифов своими рабами». Уже со времен походов в Малую Азию царская власть у скифов была наследственной - царя Прототия сменил его сын Мадий. Но царь скифов был не один. Так, войной с Дарием руководили три царя, каждый из которых, очевидно, возглавлял какое-то племя. Вместе с тем власть царя была очень большой. Это заметно по различным эпизодам, переданных различными античными писателями. Особенно торжественно проходили похороны царя, подробно описан Геродотом. Тело умершего царя бальзамувалося, и спустя его везли через все земли, подвластные покойнику, причем все подданные обязаны всячески демонстрировать свою скорбь по поводу смерти царя - отрезать себе части уха, царапать лицо, надрезывать руки и тому подобное.

Объехав все земли, жалобный кортеж прибывал в отдаленную область Герри, где находилось царское кладбище. Царя помещают в большую четырехугольную яму, «с обеих сторон втыкают копья, на них возлагают доски и покрывают их камышом, а в других частях могилы хоронят одну из наложниц царя, предварительно ее задушив, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, лошадей, по отборочной особи всякой другой скота и золотые фиалы (серебро и медь вовсе не в счет). После этого они все вместе насыпают большой курган, всячески стараясь сделать его как можно больше. Через год здесь происходит тризна, во время которой убивают 50 юношей и столько же лошадей. Трупы юношей закрепляются на лошадях; последних закрепляют в стоячем положении с помощью деревянных подпорок. Установив вокруг могилы таких всадников, скифы расходятся ». Яркое описание обряда погребения скифского царя, приведенный Геродотом, вот уже около двухсот лет находится в центре внимания исследователей. Действительно, где именно находится эта загадочная область Герри, где хоронили скифских царей VI-V вв. до н. е.? Хотя Геродот упоминает ее в своем произведении неоднократно, точно определить ее расположение пока не удалось. В значительной степени по этой причине культура ранних скифов остается еще недостаточно изученной. Период расцвета Скифии относится к концу V-IV вв. до н. е. Именно тогда построены всемирно, наиболее грандиозные и богатые курганы скифских царей - Солоха под Запорожьем, Чертомлык близ Никополя, Куль-Оба близ Керчи, Огуз вблизи Нижних Серогозы. По богатству и размерам им немного уступали еще около двух десятков курганов, расположенных, главным образом, в Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областях.

Принадлежали они представителям скифской знати. Огромные богатства накапливались в руках скифской верхушки благодаря господству над многими земледельческими племенами лесостепных районов территории современной Украины. Обогащению знати способствовали также победные набеги за Дунай, на Балканы, и, возможно, в Центральную Европу. Важнейшее значение для скифов имели тесные связи, установленные еще в VI в. до н. е. с древнегреческими городами-колониями, которые возникли на северных берегах Черного моря. К греческим городам из Скифии в большом количестве поступали хлеб, скот, рабы, а в обмен скифы получали масло, вино, произведения греческого ремесла и искусства. В греческих городах, прежде всего в Ольвии и городах, входивших в состав Боспорского царства (побережье Керченского и Таманского полуостровов), специальные мастерские работали на скифский рынок. Широкая торговля с античными центрами имела большое значение в социально-экономическом развитии скифского общества. Так, уже в конце V в. до н. е. скифы, населявшие степи Керченского полуострова, оседают на землю, - ведь соседнее Боспорское царство было для них практически неограниченным рынком сбыта хлеба и скота. Активная торговля с греками способствовала все возрастающей дифференциации скифского общества. В IV в. до н. е. возникает скифское государство, древнейшая в Восточной Европе.

Самым известным скифским царем IV в. до н. е. был Атей. При нем скифское государство занимала огромную территорию от Азовского побережья до Дуная. Тогда же скифы захватывают земли и за Дунаем. Выражением экономической силы скифского государства времен Атея было чеканки им собственной монеты. Политическая история Скифии IV-III вв. до н. е. - это бесконечные войны, подрывали ее могущество. В 339 году до н. е. девяностолетний Атей погиб в битве с Филиппом, царем Македонии, отцом знаменитого полководца древности Александра Македонского. В 313 году до н. е. скифов разгромил фракийский царь Лисимах. В конце IV в. до н. е. скифов начинают теснить полчища сарматов, пришедших из-за Дона. Массовое продвижение в Поднепровье сарматских племен приводит к значительному сокращению территории Скифии на рубеже III-II вв. до н. е. Бывшая огромное государство теперь уменьшается до размеров небольшого царства с центром в Крыму.

Позже скифы совсем исчезают с исторической арены. Но еще много веков спустя историки и географы Византии и Западной Европы именовали причерноморские степи Скифии. Так же русский летописец называл свою страну «Большая Скифь». Около двух тысячелетий назад исчезли скифы, но памятники, оставленные ими, и сегодня волнуют археологов и историков, искусствоведов и этнографов, антропологов, лингвистов - всех, кто интересуется далеким прошлым родной земли. Замечательные произведения прикладного искусства, открытые в скифских курганах, действительно детективные сюжеты, связанные с историей их исследования, случайными открытиями, давними и более поздними грабежами, не могут не захватить широкие круги читателей. Этот интерес особенно возрастает сейчас, после последних сенсационных открытий украинских археологов.

Для того, чтобы убедиться в верности только что сказанного, достаточно сравнить Геродота карту Скифии, уже известную читателям, с картой современной Херсонской области. Ведь она - центр Геродотовой Скифии. Здесь, на территории современной Херсонщины жили когда-то скифы-земледельцы и скифы-кочевники, здесь кочевали и царские скифы.

Сокровища курганов Херсонщины

«Лєсков О. Скарби курганів Херсонщини» - можно скачать с нашего сайта:

СКАЧАТЬ

Похожие статьи:

На верх